суббота, 11 февраля 2012 г.

Настройка гитары

В одном из предыдущих постов говорилось, что первое, чему желательно научиться гитаристу-новичку — правильно держать гитару. Но, вне зависимости от того, решите ли Вы держать гитару «правильно» или так, как Вам «удобнее» сейчас, нужно обязательно научиться настраивать гитару, поскольку первое время (с новыми струнами) расстраиваться она будет часто. Новые струны имеют такую особенность, и их приходится то и дело подтягивать, пока не произойдет некоторая усадка, стабилизирующая их.

Теоретически, всё, что нужно сделать, чтобы настроить гитару — натянуть каждую струну так, чтобы она вибрировала на заданной звуковой частоте. Для этого необходимо:
  1. Знать эти частоты для каждой открытой (т.е. не зажатой пальцами) струны;
  2. Натягивая или ослабляя струны, привести звучание каждой из них в соответствие с заданной частотой.
Вообще говоря, гитару можно настроить по-разному, поэтому и таблиц частот для струн существует несколько, и каждая соответствует определенному гитарному строю, своего рода соглашению, определяющему на какие ноты должны быть настроены струны, какое соотношение должно быть между ними. В разных строях одни и те же аккорды берутся, как правило, по-разному, т.е. пальцы нужно ставить на разные лады/струны.

Самый популярный гитарный строй для шестиструнной гитары — классический или испанский, именно его использует большинство гитаристов. Можно сказать, что он «стандартный». Но есть и альтернативные. Более формально о том, что такое гитарный строй, и какие они бывают, можно почитать в Википедии. Там же есть таблицы частот по каждому строю.

Для примера привожу таблицу, соответствующую «испанскому» гитарному строю для шестиструнной гитары, о котором и пойдет речь далее. Не пугайтесь нот и их условных обозначений, они приведены здесь лишь для порядка.

Струна (счет с самой тонкой) Нота Название Частота, Гц
Перваями (первой октавы)329.63
Втораяbси (малой октавы)246.96
Третьяgсоль (малой октавы)196.00
Четвертаяdре (малой октавы)146.83
ПятаяAля (большой октавы)110.00
ШестаяEми (большой октавы)82.41

Приборы для настройки гитары

Конечно, частоты сами по себе нам мало чем помогут, нам нужно как-то их воспроизводить и сравнивать со звуками наших струн; или подойти с другой стороны — извлекать звуки из струн и измерять их частоты. Для этого существуют специальные приборы: тюнеры для гитары, программы для компьютеров, мобильных телефонов и даже сервисы в интернете, с помощью которых можно произвести настройку гитары онлайн.

Работать с этими приборами, программами и онлайн-сервисами можно по одному из двух принципов, в зависимости от возможностей, заложенных разработчиками:
  • Используя в режиме эталона, выдающего звук для заданной струны. При этом нужно извлечь звук из той же струны своей гитары и постараться совместить звуки, регулируя натяжение струны вращением колка гитары в ту или другую сторону. Цель — добиться унисона двух звуков. Сделать это быстро получается не у всех новичков. Но ведь Вы хотите учиться музыке, не так ли? ;-)
  • Другой принцип, по которому работают подобные приборы и программы — измерение частоты звука струны. Вы извлекаете звук из струны, а прибор (или программа), «слушая» звук через микрофон, показывает нужно ли ослабить или подтянуть струну. В отличие от предыдущего способа, настройку гитары в этом режиме можно делать, не имея особого слуха, чисто механически и даже в шумной обстановке.
Унисон — одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Для тех, кто скромничает, сомневаясь в своих слуховых способностях, скажу, забегая вперед, что унисон струн можно не только услышать, но и увидеть! Так что первый способ также доступен всем. Со временем же Вы научитесь слышать унисон и малейшие расхождения в звуке, так называемые «биения».

По поводу тюнера для настройки гитары — вещь это несомненно полезная, но совсем не обязательная. У меня, например, его до сих пор нет. Изредка я пользуюсь онлайн-тюнерами, а в остальное время, подстраиваю гитару на слух. Если Вы не играете в оркестре, где инструменты просто обязаны быть настроены одинаково, то достаточно, чтобы струны были настроены между собой. Многим ученикам в начале обучения специально ослабляют струны, чтобы было легче пальцам (менее болезненно), и такое ослабление струн по факту — смещение строя гитары, например, на тон ниже. Тем не менее, между собой струны настраивают в том же соотношении, оставляя гармонию, соответствующую первоначальному строю. И добиться этой гармонии проще простого. Но об этом речь ниже, через один абзац. А пока, для полноты картины, я упомяну еще один простой (и старейший) прибор для настройки музыкальных инструментов — камертон.

Обычный вилочковый камертон выглядит вот так. Если по нему ударить, он начинает колебаться и издавать звук частотой 440 Гц, что соответствует ноте Ля первой октавы. Именно так должна звучать первая гитарная струна (самая тонкая), если ее зажать на пятом ладу. С нее и начинают настройку гитары.

Имея лишь одну настроенную струну (по камертону, другому настроенному музыкальному инструменту, онлайн-тюнеру и т.п.), мы можем относительно нее настроить все остальные струны. И даже если под рукой нет никакого прибора или опорного сигнала, приняв за данность первую струну, остальные можно настроить относительно нее, и гитара будет звучать!

Как настроить шестиструнную гитару

Итак, что нужно знать, чтобы настроить шестиструнную гитару в соответствии с испанским (классическим) строем:
  • счет струн идет с нижней, самой тонкой струны, принятой за первую;
  • зажатая на 5 ладу первая струна соответствует звуку 440 Гц от камертона;
  • зажатая на 5 ладу вторая струна звучит как открытая первая;
  • зажатая на 4 ладу третья струна звучит как открытая вторая;
  • зажатая на 5 ладу четвертая струна звучит как открытая третья;
  • зажатая на 5 ладу пятая струна звучит как открытая четвертая;
  • зажатая на 5 ладу шестая струна звучит как открытая пятая.
Попробуйте это проделать, и, наверняка Вы запомните последовательность с первого раза: везде пятый лад и предыдущая струна, за одним лишь исключением.

Следуя этому алгоритму Вы сможете самостоятельно настраивать гитару в любых, даже полевых условиях. Конечно, Вам нужно научиться определять, когда соседние струны в унисоне, но и это не проблема. Струны, настроенные в унисон или близко к тому, можно не только услышать, но и увидеть: стоит извлечь звук из одной струны, как вторая начинает вибрировать, и, тем сильнее, чем лучше они настроены друг относительно друга. На моей классической гитаре с нейлоновыми струнами это видно очень хорошо. Однако не на всех видах гитар и струн это будет так же хорошо различимо, и в запасе у нас есть еще один нехитрый прием: нужно извлечь звук и тут же заглушить его. Если после глушения мы все еще слышим похожий звук меньшей громкости — это играет открытая струна, которая в унисоне с той, которую мы только что заглушили. Этот прием, а также весь описанный процесс настройки, можно посмотреть в следующем ролике.


Хочу обратить Ваше внимание на один нюанс, существенный для конструкции некоторых гитар: если при настройке Вам нужно ослабить струну, ослабьте ее чуть больше требуемого, а затем подтяните, иначе она расстроится быстрее.

Тонкости настройки акустической гитары

Если Вы заметили, в самом начале поста я написал о том, что нужно сделать для настройки гитары, начав со слова «теоретически». И неспроста. На деле процесс настройки иногда бывает чуть сложнее (и интереснее!), в особенности с инструментами из низших ценовых категорий, при отклонении условий хранения гитары от рекомендуемых, и в других случаях. Бывает так, что настроенная по пятому ладу гитара все равно немного «фальшивит» при взятии каких-то аккордов или нот. Чтобы избежать этого, нужно проверить, как звучат одни и те же ноты на разных струнах по всему грифу, подстроить струны и затем снова проверить все на пятом ладу. В итоге должна получиться некоторая усредненная настройка. Чем точнее она будет, и чем легче удается ее добиться, тем лучше гитара «строит».

Предлагаю Вам проделать следующее для контрольной проверки настроя гитары:
  • зажмите шестую (самую толстую) струну на 10 ладу и извлеките из нее сильный звук — если все настроено хорошо, то четвертая струна (через одну от зажатой) будет в должна завибрировать, и тем сильнее, чем лучше настроены эти две струны друг относительно друга; напомню: вибрацию можно увидеть или услышать, заглушив струну-источник звука;
  • проделайте то же самое с пятой струной на 10 ладу — завибрирует третья струна;
  • всё то же самое для четвертой струны, но на 9 ладу  — завибрирует вторая;
  • теперь всё то же самое для третьей, так же на 9 ладу  — завибрирует первая.
Если на каком-то шаге вибрации нет, или она слишком слабая, значит соответствующие две струны не достаточно точно настроены друг относительно друга. Исправьте это, подстроив ту или другую струну. Полезно после такой подстройки провести проверку по пятому ладу. Далее снова проверить по десятому/девятому ладу как описано здесь и т.д., до тех пор, пока не достигнем приемлемой настройки обоими способами.

P. S. Если когда-нибудь Вам захочется разнообразить процесс настройки гитары, Вы можете включить в свой арсенал и другие, чуть более сложные способы настройки гитары: «октавные», «флажолетами» и т.д. И это не будет лишним, ведь каждый инструмент индивидуален в своем роде, у него свои физические особенности, свой тембр, а также свои особенности настройки. Хорошо настроенная гитара просто «звенит» и это заметно будет даже непрофессионалу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий