понедельник, 19 марта 2012 г.

Три блатных аккорда

Замечательно помню то время, когда я уже купил гитару, но играть еще не умел абсолютно. И я водил пальцем по струнам вверх-вниз, извлекая какие-то негармоничные звуки, а хотелось уже что-то «изобразить», хотя бы самое простое, но чтобы это была музыка! Конечно, я тогда знал, что есть какие-то три блатных аккорда, на которых «можно сыграть всё», и первое, что я сделал — полез в интернет и выяснил, что это за волшебные аккорды такие.

Забавно, но оказалось, что кто-то говорит про 3 блатных аккорда, кто-то про 4, некоторые приводят 5, 7 и даже 10 блатных аккордов! Причем словосочетание «блатные аккорды» наполнено довольно ёмким смыслом: это «крутые» аккорды, в том плане, что с их помощью можно, аккомпанируя себе, спеть огромное количество песен, и, в то же время, они простые — пальцы ставятся легко, а переходы между этими аккордами несложные. И, хотя в названии этого набора аккордов используется слово «блатные», этими аккордами играют не только хулиганские, дворовые или армейские песни, но также бардовские, рок и др., то есть это не какие-то там специфичные аккорды для определенного рода музыки, а обычные, широко используемые.

К слову сказать, есть и другие названия для этих 5, 7 или 10 аккордов: некоторые именуют их «основными», «базовыми», а кто-то даже «главными». Но вне зависимости от корректности используемой терминологии, верно то, что обычно это первые аккорды в арсенале начинающих гитаристов. Все эти 10 особых аккордов и последовательность их изучения я укажу в конце статьи, а пока вернемся к простейшей комбинации из трех аккордов.

Стоит заметить, что существует несколько вариантов «трех блатных аккордов». Говоря научным языком, три блатных аккорда — это самый простой способ движения аккордов, известный в музыкальной теории, и, в зависимости от используемой тональности, конкретные аккорды будут разными. Не углубляясь в научные дебри, покажу самые известные варианты того, что именуют тремя блатными аккордами для гитары. Здесь я использую общепринятые условные обозначения; не нужно пугаться, в одном из следующих постов я объясню их суть, а приведенного здесь видео будет достаточно, чтобы понять, как ставить пальцы и брать эти аккорды.

Наиболее распространенный вариант трех блатных аккордов в тональности ля-минор:
  • Am (ля-минор),
  • Dm (ре-минор),
  • E (ми-мажор).
И теперь самое интересное — как играть эти аккорды. Конечно, для игры на гитаре нужно задействовать одновременно обе руки: одна зажимает струны, другая извлекает звуки из струн. Но, с другой стороны, мы еще не умеем ни ставить пальцы, ни играть на струнах. Как решить эту противоречивую задачу? Следующим образом:
  1. Вне зависимости от умения брать аккорды нужно научиться «перебирать» струны, как, например, было показано в упражнении Алексея Кофанова в посте про постановку левой и правой руки на гитаре. Пересмотрите третье видео в той статье, и потренируйтесь. Вообще, я бы порекомендовал после прочтения этой статьи заново перечитать ту, чтобы всё делать правильно с самого начала.
  2. Отдельно нужно научиться ставить аккорды, не заморачиваясь особо со звукоизвлечением, а всего лишь легко проводя по струнам рукой сверху-вниз. При этом будут слышны звуки, соответствующие взятым аккордам.
  3. В итоге нужно попытаться сделать последовательно второе и первое: зажимать струны, соответствующие аккордам, одной рукой, и извлекать звуки, перебирая струны, другой рукой.
Продемонстрируем пункты 2 и 3 в следующем подробном видео уроке. Помним при этом, что струны считаются снизу вверх.


Последовательность взятия «блатных» аккордов в дворовых песнях, как правило, такова: начинаем Am - Dm - E - Am, затем снова Am - Dm - E - Am и так далее, по кругу. Если, сыграть эти же аккорды в другом порядке: Dm - Am - E - Am, то получится всем известная мелодия частушек. Научившись брать эти простые аккорды, можно начать тренироваться перемещаться между ними в одном из приведенных порядков и в любых других, и параллельно отрабатывать простой перебор.

К сказанному хотелось бы добавить, что если вместо аккорда E играть аккорд E7, именуемый доминантсептаккорд ми, который берется аналогично E, но с дополнительно задействованным пальцем (мизинцем), который зажимает вторую струну на третьем ладу, звучание получится немного другим. Возможно, кому-то оно покажется более красочным. Рекомендую попробовать!

И еще один важный момент, касательно постановки пальцев в аккорде Dm. Если при взятии этого аккорда научиться вместо безымянного пальца использовать мизинец (кому-то так удобнее, кому-то труднее), то в будущем, не переучиваясь, можно задействовать свободный безымянный палец для зажимания басовых струн и придания аккорду разных оттенков.

Что дальше?

Тренируйтесь. И еще раз тренируйтесь! Каждый день или через день, хотя бы по немногу. Не торопясь, научитесь брать эти базовые аккорды, зажимая струны так, чтобы при «переборе» каждая из струн звучала звонко. Это важно! Если какая-то из струн (не важно, зажатая или соседняя) не звучит, значит пальцы стоят неправильно и нужно их поправить.

Затем научитесь переходить от аккорда к аккорду, не глядя на гитару. Сначала Вы будете смотреть на гитару, считать струны и лады, затем пальцы будут помнить это на уровне мышц. Постепенно это будет происходить все быстрее и быстрее. И уже очень скоро Вы удивитесь себе, когда переходы между аккордами начнут получаться! Помню как это начало получаться у меня, и какое ощущение при этом возникло — восторг, похожий на тот, что я испытал в детстве, когда впервые поехал на двухколесном велосипеде. Оказалось, что это не только очень здорово, но и очень просто!

После того, как Вы научитесь ставить эти 3 аккорда и играть с их помощью простые песни (например, собранные по этой ссылке), можно будет добавить к Вашему арсеналу другие простые аккорды. Об этом будет отдельная статья, а здесь я перечислю их в той последовательности, как обычно их изучают: сначала изучите аккорды C (до-мажор) и G (соль-мажор). Они расширят и раскрасят Ваш песенный репертуар. Параллельно можно разучить несколько простых приемов игры (так называемых «боев»), таких как бардовский и бой Шестерка.

Затем можно будет научиться брать аккорд F (фа-мажор). Это сложный для начинающих гитаристов аккорд, который берется с использованием приема баррэ (указательный палец зажимает несколько струн). Одновременно, можно разнообразить свою игру H7 (доминантсептаккорд си) и еще двумя очень простыми аккордами A7 (доминантсептаккорд ля) и Em (ми-минор). К этому моменту количество песен, которые Вы сможете играть будет уже несчётно, а изучать новые для Вас аккорды будет проще простого по приводимым с песнями табулатурам.

Подчеркну еще раз, что в самом начале обучения игре на гитаре важно заниматься каждый день или через день. Для этого есть еще одна веская причина: пальцы должны привыкнуть к струнам. Сначала не привыкшие к гитаре пальцы болят от струн, но через несколько недель они адаптируются, если заниматься регулярно. О том, как облегчить болезненные ощущения в пальцах, следующий ролик.


Внесу небольшую корректировку: вовсе не обязательно играть ногтями, это очень индивидуально. Классически (в музыкальной школе) учатся играть подушечками пальцев.

P. S. Еще один забавный факт о трех аккордах: западная школа игры на гитаре, в отличие от русской школы, в качестве базовых простых аккордов выбрала мажорные варианты тех же самых аккордов, то есть ля-мажор, ре-мажор и ми-мажор. Кто скажет, почему?

суббота, 11 февраля 2012 г.

Настройка гитары

В одном из предыдущих постов говорилось, что первое, чему желательно научиться гитаристу-новичку — правильно держать гитару. Но, вне зависимости от того, решите ли Вы держать гитару «правильно» или так, как Вам «удобнее» сейчас, нужно обязательно научиться настраивать гитару, поскольку первое время (с новыми струнами) расстраиваться она будет часто. Новые струны имеют такую особенность, и их приходится то и дело подтягивать, пока не произойдет некоторая усадка, стабилизирующая их.

Теоретически, всё, что нужно сделать, чтобы настроить гитару — натянуть каждую струну так, чтобы она вибрировала на заданной звуковой частоте. Для этого необходимо:
  1. Знать эти частоты для каждой открытой (т.е. не зажатой пальцами) струны;
  2. Натягивая или ослабляя струны, привести звучание каждой из них в соответствие с заданной частотой.
Вообще говоря, гитару можно настроить по-разному, поэтому и таблиц частот для струн существует несколько, и каждая соответствует определенному гитарному строю, своего рода соглашению, определяющему на какие ноты должны быть настроены струны, какое соотношение должно быть между ними. В разных строях одни и те же аккорды берутся, как правило, по-разному, т.е. пальцы нужно ставить на разные лады/струны.

Самый популярный гитарный строй для шестиструнной гитары — классический или испанский, именно его использует большинство гитаристов. Можно сказать, что он «стандартный». Но есть и альтернативные. Более формально о том, что такое гитарный строй, и какие они бывают, можно почитать в Википедии. Там же есть таблицы частот по каждому строю.

Для примера привожу таблицу, соответствующую «испанскому» гитарному строю для шестиструнной гитары, о котором и пойдет речь далее. Не пугайтесь нот и их условных обозначений, они приведены здесь лишь для порядка.

Струна (счет с самой тонкой) Нота Название Частота, Гц
Первая ми (первой октавы) 329.63
Вторая b си (малой октавы) 246.96
Третья g соль (малой октавы) 196.00
Четвертая d ре (малой октавы) 146.83
Пятая A ля (большой октавы) 110.00
Шестая E ми (большой октавы) 82.41

Приборы для настройки гитары

Конечно, частоты сами по себе нам мало чем помогут, нам нужно как-то их воспроизводить и сравнивать со звуками наших струн; или подойти с другой стороны — извлекать звуки из струн и измерять их частоты. Для этого существуют специальные приборы: тюнеры для гитары, программы для компьютеров, мобильных телефонов и даже сервисы в интернете, с помощью которых можно произвести настройку гитары онлайн.

Работать с этими приборами, программами и онлайн-сервисами можно по одному из двух принципов, в зависимости от возможностей, заложенных разработчиками:
  • Используя в режиме эталона, выдающего звук для заданной струны. При этом нужно извлечь звук из той же струны своей гитары и постараться совместить звуки, регулируя натяжение струны вращением колка гитары в ту или другую сторону. Цель — добиться унисона двух звуков. Сделать это быстро получается не у всех новичков. Но ведь Вы хотите учиться музыке, не так ли? ;-)
  • Другой принцип, по которому работают подобные приборы и программы — измерение частоты звука струны. Вы извлекаете звук из струны, а прибор (или программа), «слушая» звук через микрофон, показывает нужно ли ослабить или подтянуть струну. В отличие от предыдущего способа, настройку гитары в этом режиме можно делать, не имея особого слуха, чисто механически и даже в шумной обстановке.
Унисон — одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Для тех, кто скромничает, сомневаясь в своих слуховых способностях, скажу, забегая вперед, что унисон струн можно не только услышать, но и увидеть! Так что первый способ также доступен всем. Со временем же Вы научитесь слышать унисон и малейшие расхождения в звуке, так называемые «биения».

По поводу тюнера для настройки гитары — вещь это несомненно полезная, но совсем не обязательная. У меня, например, его до сих пор нет. Изредка я пользуюсь онлайн-тюнерами, а в остальное время, подстраиваю гитару на слух. Если Вы не играете в оркестре, где инструменты просто обязаны быть настроены одинаково, то достаточно, чтобы струны были настроены между собой. Многим ученикам в начале обучения специально ослабляют струны, чтобы было легче пальцам (менее болезненно), и такое ослабление струн по факту — смещение строя гитары, например, на тон ниже. Тем не менее, между собой струны настраивают в том же соотношении, оставляя гармонию, соответствующую первоначальному строю. И добиться этой гармонии проще простого. Но об этом речь ниже, через один абзац. А пока, для полноты картины, я упомяну еще один простой (и старейший) прибор для настройки музыкальных инструментов — камертон.

Обычный вилочковый камертон выглядит вот так. Если по нему ударить, он начинает колебаться и издавать звук частотой 440 Гц, что соответствует ноте Ля первой октавы. Именно так должна звучать первая гитарная струна (самая тонкая), если ее зажать на пятом ладу. С нее и начинают настройку гитары.

Имея лишь одну настроенную струну (по камертону, другому настроенному музыкальному инструменту, онлайн-тюнеру и т.п.), мы можем относительно нее настроить все остальные струны. И даже если под рукой нет никакого прибора или опорного сигнала, приняв за данность первую струну, остальные можно настроить относительно нее, и гитара будет звучать!

Как настроить шестиструнную гитару

Итак, что нужно знать, чтобы настроить шестиструнную гитару в соответствии с испанским (классическим) строем:
  • счет струн идет с нижней, самой тонкой струны, принятой за первую;
  • зажатая на 5 ладу первая струна соответствует звуку 440 Гц от камертона;
  • зажатая на 5 ладу вторая струна звучит как открытая первая;
  • зажатая на 4 ладу третья струна звучит как открытая вторая;
  • зажатая на 5 ладу четвертая струна звучит как открытая третья;
  • зажатая на 5 ладу пятая струна звучит как открытая четвертая;
  • зажатая на 5 ладу шестая струна звучит как открытая пятая.
Попробуйте это проделать, и, наверняка Вы запомните последовательность с первого раза: везде пятый лад и предыдущая струна, за одним лишь исключением.

Следуя этому алгоритму Вы сможете самостоятельно настраивать гитару в любых, даже полевых условиях. Конечно, Вам нужно научиться определять, когда соседние струны в унисоне, но и это не проблема. Струны, настроенные в унисон или близко к тому, можно не только услышать, но и увидеть: стоит извлечь звук из одной струны, как вторая начинает вибрировать, и, тем сильнее, чем лучше они настроены друг относительно друга. На моей классической гитаре с нейлоновыми струнами это видно очень хорошо. Однако не на всех видах гитар и струн это будет так же хорошо различимо, и в запасе у нас есть еще один нехитрый прием: нужно извлечь звук и тут же заглушить его. Если после глушения мы все еще слышим похожий звук меньшей громкости — это играет открытая струна, которая в унисоне с той, которую мы только что заглушили. Этот прием, а также весь описанный процесс настройки, можно посмотреть в следующем ролике.


Хочу обратить Ваше внимание на один нюанс, существенный для конструкции некоторых гитар: если при настройке Вам нужно ослабить струну, ослабьте ее чуть больше требуемого, а затем подтяните, иначе она расстроится быстрее.

Тонкости настройки акустической гитары

Если Вы заметили, в самом начале поста я написал о том, что нужно сделать для настройки гитары, начав со слова «теоретически». И неспроста. На деле процесс настройки иногда бывает чуть сложнее (и интереснее!), в особенности с инструментами из низших ценовых категорий, при отклонении условий хранения гитары от рекомендуемых, и в других случаях. Бывает так, что настроенная по пятому ладу гитара все равно немного «фальшивит» при взятии каких-то аккордов или нот. Чтобы избежать этого, нужно проверить, как звучат одни и те же ноты на разных струнах по всему грифу, подстроить струны и затем снова проверить все на пятом ладу. В итоге должна получиться некоторая усредненная настройка. Чем точнее она будет, и чем легче удается ее добиться, тем лучше гитара «строит».

Предлагаю Вам проделать следующее для контрольной проверки настроя гитары:
  • зажмите шестую (самую толстую) струну на 10 ладу и извлеките из нее сильный звук — если все настроено хорошо, то четвертая струна (через одну от зажатой) будет в должна завибрировать, и тем сильнее, чем лучше настроены эти две струны друг относительно друга; напомню: вибрацию можно увидеть или услышать, заглушив струну-источник звука;
  • проделайте то же самое с пятой струной на 10 ладу — завибрирует третья струна;
  • всё то же самое для четвертой струны, но на 9 ладу  — завибрирует вторая;
  • теперь всё то же самое для третьей, так же на 9 ладу  — завибрирует первая.
Если на каком-то шаге вибрации нет, или она слишком слабая, значит соответствующие две струны не достаточно точно настроены друг относительно друга. Исправьте это, подстроив ту или другую струну. Полезно после такой подстройки провести проверку по пятому ладу. Далее снова проверить по десятому/девятому ладу как описано здесь и т.д., до тех пор, пока не достигнем приемлемой настройки обоими способами.

P. S. Если когда-нибудь Вам захочется разнообразить процесс настройки гитары, Вы можете включить в свой арсенал и другие, чуть более сложные способы настройки гитары: «октавные», «флажолетами» и т.д. И это не будет лишним, ведь каждый инструмент индивидуален в своем роде, у него свои физические особенности, свой тембр, а также свои особенности настройки. Хорошо настроенная гитара просто «звенит» и это заметно будет даже непрофессионалу.

вторник, 10 января 2012 г.

Постановка рук на гитаре

В предыдущем посте обсуждалась посадка при игре на гитаре, рассказывалось о том, как правильно сидеть с гитарой, и как располагать ее у себя на бедрах. Это необходимая, но недостаточная информация: не менее важно знать, как держать руки на гитаре и уметь правильно ставить пальцы. И, наверняка, Вам хочется уже скорее попробовать первые аккорды, но наберитесь еще немного терпения, всего на одну эту статью, и Вы не только заложите прочную основу, но научитесь играть на гитаре быстрее.

В фильме «Отчаянный» (с Антонио Бандерасом), герой раскрывает мальчику секрет игры на гитаре, показывая, как нужно правильно держать руки и как двигать пальцами. Это интересный момент, и я привожу его здесь, правда, на английском языке, но там всё понятно и без слов. К тому же, этот секрет мы будем разбирать далее во всех деталях.


Итак, самое важное, о чем нужно помнить при игре на гитаре — руки должны быть без напряжения, расслаблены, в естественном для них положении. В таком, в котором они могут находиться сколь угодно долго без усталости:
  • Правая рука (предплечье) естественным образом опирается на большое закругление гитары, что способствует устойчивости гитары. Кисть правой руки свободно свисает над резонаторным отверстием. Все линии руки округлые, естественные, не должно быть никаких сгибов и загибов. Большой палец выдвинут чуть влево, опирается на верхнюю струну, остальные пальцы естественным образом (без усилий) подогнуты.
  • Левая рука располагается так, чтобы было удобно ставить пальцы на струны: большой палец ставится вертикально, подушечкой на задней части грифа, примерно посередине, а остальные пальцы сгибаются полукругом, так, чтобы можно было зажимать струны, прилагая наименьшие усилия. Ладонь должна быть параллельно нижней части грифа, между ладонью и грифом должно быть свободное пространство.
На всё это нужно посмотреть и попробовать самостоятельно. Рассмотрим отдельно правую и левую руки.

Постановка правой руки

Мне понравилось, как рассказывает о постановке правой руки на гитаре Максим Чигинцев. Он делает это очень подробно, профессионально. С просмотра этого видео стоит начать учиться ставить правую руку.


После этого, я бы порекомендовал закрепить материал, посмотрев видеоурок Алексея Кофанова, в котором приводятся первые простые упражнения. Обязательно выполните их, последовательно, внимательно, не спеша и много раз.


Постановка левой руки

Чтобы показать, как правильно держать левую руку и ставить пальцы левой руки на гитаре, снова прибегнем к помощи видеоурока. На этот раз одного и короткого. Как Вы увидите, правила для левой руки довольно просты.


К показанному, могу лишь добавить назидание героя Бандераса: «Практикуйтесь!»

пятница, 6 января 2012 г.

Как правильно держать гитару

Гитара — это красиво. И не только красиво звучит, но и выглядит. А еще «красиво» ощущается в руках. Выбирая гитару, Вы наверняка уже пытались почувствовать, как она Вам «подходит», как удобно ложится в руки, насколько приятно ее держать... А теперь, когда Вы уже купили гитару, когда она Ваша, можно насладиться этим процессом сполна! И нужно. Потому что нужно «прислушаться» к тому, какая она: и я пока не имею в виду звуки, но лишь ощущения. Прислушайтесь, как она звучит не звуча. Погладьте ее гриф, изучите руками все ее изгибы, нежно постучите по корпусу. Уверен, многие проделывают всё это интуитивно! ))

Когда Вы подержали и «пообщались» с гитарой на уровне ощущений, самое время попробовать ее струны... Предполагаю, что Вам уже настроили гитару там, где Вы ее купили. Но новые струны расстраиваются очень быстро — подстраивать их приходится по нескольку раз на дню. И делать это очень просто, но об этом в одном из следующих постов. А пока попробуйте извлечь какие-нибудь звуки из струн... Не зажимая струн, просто поводите по ним указательным или большим пальцем правой руки (если Вы правша) сверху-вниз и снизу-вверх над тем местом где у гитары большое круглое отверстие, которое называют резонатором (или резонансным отверстием). Делайте это не спеша. Пробуйте извлекать звуки из отдельных струн и слушать их... Скорее всего, всё что я написал в этом абзаце, многие уже и так проделали. Все мы делаем это в самом начале обучения, пытаясь «забежать вперед», потому что хочется уже взять гитару в руки и играть! И как я Вас понимаю!!!

И, если до начала обучения такие пробы и эксперименты не только не возбраняются, но и полезны для общего развития, то, как только Вы начинаете учиться, всё делать нужно уже «правильно», то есть так, как делают профессионалы игры на гитаре, или любители, которые хорошо играют.

А первое, что нужно научиться делать правильно — держать гитару.

Существует несколько способов держать гитару «правильно», но самое главное что нужно знать — должна быть свобода ощущения инструмента.

В классической школе игры на гитаре, которую все мы уважаем, рекомендуется сесть на устойчивое сидение (стул, например), держаться прямо, туловище слегка наклонить вперед, плечи оставить в естественном положении. Левую ногу нужно поставить на небольшую скамеечку, высотой около 15 см. Гитара опирается своим нижним вырезом на бедро этой самой приподнятой ноги, а головка грифа находится на уровне плеч, не выше уровня глаз. Правая нога отводится от левой так, чтобы нижняя часть инструмента была в устойчивом положении.

Некоторые нюансы:
  • Высота подставки под ногу для гитары подбирается индивидуально, причем под пятку и под носок она может быть разной.
  • В классической посадке женщины, как правило, отводят правую ногу несколько назад, сгибая в колене и опираясь на кончик ступни.
Гитару можно немного наклонять к себе верхней частью, как бы слегка заваливая, для лучшего распространения звуковых волн, но новичкам рекомендуется держать ее строго перпендикулярно полу. Обратите на это внимание.

Было бы довольно странным описывать все возможные способы посадки, не используя картинок. Но гораздо интереснее посмотреть видео на эту тему. Наиболее понравившиеся мне ролики я привожу здесь.




P.S. И, хотя речь шла о том, как держать гитару, фактически была затронута только часть этой темы, а именно — посадка и расположение гитары, но ничего не было сказано о том, как именно держать гитару руками, в каком положении при этом должны находиться кисти рук и пальцы. Это очень важный вопрос, и потому он выделен в отдельную статью о постановке рук на гитаре.

воскресенье, 9 октября 2011 г.

Как выбрать гитару

Каждый, кто не просто мечтает научиться играть на гитаре, но очень этого хочет, подходит к тому моменту, когда решает что-то сделать для воплощения своей мечты. И, первая задача, которая встает перед ним — выбрать гитару. Но когда начинаешь заниматься этим делом вплотную, оказывается, что всё не так просто, возникают новые вопросы, ведь разновидностей гитар много — достаточно, чтобы запутаться новичку, а производителей (брендов) еще больше! В этом посте я постараюсь ответить на основные вопросы, облегчающие задачу выбора гитары для начинающего.

Какую гитару выбрать новичку

Для начинающих изучать азы игры на гитаре, как правило, рекомендуют акустическую гитару, которых существует два основных типа: классическая гитара и вестерн.

Классическая гитара — универсальный инструмент, на котором можно играть самую разнообразную музыку, начиная от классических произведений (кто бы сомневался!), испанских мелодий, фламенко и заканчивая простым аккомпанированием пению. От классической гитары ведут свои родословные все другие виды гитар, и именно на этой гитаре проходят обучение в музыкальной школе.

У классической гитары широкий гриф и нейлоновые струны. Есть мнение, что если учиться ставить аккорды на широком грифе, то, во-первых, это проще для новичка, а во-вторых, способствует использованию классической (правильной) постановки пальцев, т.к. использование упрощенных способов взятия некоторых аккордов, с привлечением большого пальца левой руки на широком грифе затруднительно. Использование нейлоновых струн, в отличие от металлических, вовсе не означает тихое звучание, всё как раз наоборот, благодаря своей конструкции, классическая гитара — громкий инструмент! Зато для новичка нейлоновые струны — некоторое облегчение для пальцев, которым предстоит привыкнуть к струнам ценой мозолей (а это целая отдельная тема). У классической гитары мягкий, глубокий сбалансированный звук, с выраженными басами.


Чтобы никого не ввести в заблуждение после просмотра этого видеоролика, отмечу еще раз: классическая гитара — универсальный инструмент, на ней можно играть не только классику и не только пальцевым методом (как в этом видео), но и боем, а также всеми другими приемами.

Вестерн гитара (именно на гитары этого типа часто ссылаются как на «акустические»), в отличие от «классики», оснащается узким грифом, что позволяет использовать в аккордах большой палец (обычно им зажимают или глушат верхние струны), это дополнительная возможность, и ей часто пользуются. Струны вестерна металлические, и звук у этого типа гитар более звонкий, с преобладанием высоких частот. Срез на корпусе вестерна позволяет легко подобраться к ладам с самым высоким звучанием. А еще на вестерне, в отличие от классики, можно играть медиатором, извлекая более громкий, мощный и плотный звук.

Выглядит вестерн примерно так (но не обязательно с вырезом):


О том, как звучит вестерн гитара и в каких музыкальных направлениях используется, можно узнать из следующего ролика.


На какой гитаре лучше начинать учиться играть

Чтобы определиться, на каком типе гитары из вышеназванных вы хотели бы начать учиться, нужно сделать две вещи:
  1. Попробовать такие гитары, подержать их в руках, позажимать струны, послушать как звучат инструменты, попросить поиграть на них тех, кто умеет.
  2. Если вы планируете учиться у педагога, нужно обязательно посоветоваться с ним.
Окончательный выбор будет за вами, но в большинстве случаев вам порекомендуют классическую гитару. Порекомендуют по множеству причин, в числе которых особое место занимают следующие:
  • На нейлоновых струнах легче начать играть: они мягче, толще и приятней для пальцев, чем металлические. Привыкание пальцев к ним проходит менее болезненно.
  • С широким грифом (а, следовательно, с увеличенным расстоянием между струнами) легче избежать ошибочных касаний соседних струн как при постановке аккордов левой рукой, так и при отработке боев и переборов правой рукой.
  • На «классике» различия тембра звука (при изменении положения руки и т.д.) слышны четче, что важно для новичка.
  • Стоимость качественной классической гитары, подходящей для обучения, значительно ниже, чем вестерна. За 3-4 тыс. рублей можно купить добротную классическую гитару, которая будет верно служить вам годы; купить хороший вестерн за такие деньги нереально.
Если меня спрашивают о том, какую гитару купить начинающему, я советую ориентироваться изначально на классическую гитару. А уже позже, когда появится некоторый опыт, когда будут восприниматься и различаться тонкости в звучании различных инструментов, когда появится «ощущение» гитары, вы сможете самостоятельно всё оценить и сделать свой осознанный выбор.

Где купить гитару

Вкратце коснусь вопроса места покупки гитары и моментов, связанных с этим.

Поскольку гитары различаются не только от типа к типу и от производителя к производителю, но даже в рамках одной модели от экземпляра к экземпляру, выбирать инструмент нужно индивидуально, физически подержав его в руках. В настоящее время довольно много интернет-магазинов, но я бы не стал заказывать гитару для себя ни в одном из них, разве что мне бы привезли несколько экземпляров на выбор, с возможностью отказаться :-)) И все же интернет-магазины хороши в вопросе сравнения характеристик и цен. Многие интернет-магазины имеют салоны, куда затем можно придти и пощупать инструмент живьем, что, в итоге, обязательно нужно сделать.

Другой нюанс, связанный с местом приобритения гитары — наличие гарантии, которую вам должны дать (в виде гарантийного талона) и возможностей по ремонту инструмента.

Как выбрать хорошую гитару

Предположим, что вы уже в магазине музыкальных инструментов, примерно знаете чего хотите, обозначили для себя ценовой диапазон и уже на пороге выбора... Теперь возникает следующий вопрос: Как правильно выбрать гитару?

Первый совет, который можно дать: возьмите с собой того, кто разбирается в гитарах лучше вас. Когда я покупал свою первую гитару, в качестве такого специалиста был сам владелец музыкального магазина. У нас с ним есть хороший общий знакомый, который когда-то учил этого парня играть на гитаре и порекомендовал его мне как специалиста, поэтому я ему доверял. Я полагался на его компетентный выбор, просил его поиграть на разных инструментах, сравнивал их звучание со стороны и старался ощутить их «изнутри».

Второй совет: обязательно подержите гитару в своих руках, попробуйте струны, извлеките звуки, побренчите. Сделайте это размеренно, дайте себе столько времени, сколько нужно. Инструмент должен вам «подходить». Определить это не всегда просто для новичка, это что-то на уровне ощущений, интуиции. Важно, чтобы у вас не осталось никаких сомнений, что гитара вам нравится.

Конечно же, нужно осмотреть гитару на отсутствие брака: на ней не должно быть никаких видимых дефектов, сколов лака, царапин, трещин, но это, пожалуй, самое простое. Сложнее определить ее звуковые характеристики — строит ли гитара, равномерно ли прослушиваются частоты, нет ли дребезга струн на отдельных ладах, прямой ли у гитары гриф и т.д., что лучше предоставить сделать специалисту.

Более подробно о том, как выбирать качественную гитару, можно посмотреть в следующем цикле из трех видео-уроков Вячеслава Шувалова, общей продолжительностью около 30 минут.




Немного о брендах и моделях

В разных форумах многие новички спрашивают: Гитару какой фирмы купить? Какому производителю отдать предпочтение? Хороши ли гитары этой фирмы или той и даже называют конкретные модели.

Можно дать один общий ответ на все эти вопросы: гитару начального уровня нужно выбирать индивидуально, вне зависимости от производителя и бренда, в любой линейке можно найти более-менее хорошие экземпляры. Если цена инструмента меньше 3 тыс. рублей, это сделать сложнее. При цене от 3-4 до 5-7 тыс. рублей это сделать очень даже возможно!

Есть мнение, что лучше, если гитара будет не китайского производства (и уж тем более не российского), а ручная работа лучше фабричной. Но, в любом случае, высока вероятность, что первая ваша гитара будет именно китайской (даже если на ней написано другое) и звучать она будет приемлемо. С юмором (и дельной информацией) по этому поводу можно ознакомиться здесь.

Если кому-то уже не терпится начать выбирать, то лишь для того, чтобы оттолкнуться, назову несколько моделей, с которых можно начать рассмотрение гитар. Можете посмотреть, к примеру, Hohner HC-06, Valencia, Yamaha. Моя первая гитара — Yamaha CG101A, но ею вполне могла бы стать Yamaha C45, стоящая в 2 раза дешевле.

Еще раз оговорюсь, что это очень условно: в низшем ценовом диапазоне нужно именно выбирать, перебрав множество экземпляров гитар. Начав выбирать, вы сразу начнете приобретать некоторый опыт, и уже скоро начнете разбираться в нюансах. Нужно только начать!

вторник, 17 мая 2011 г.

Научиться играть на гитаре — легко!

Когда-то в детстве я ходил в музыкальную школу. Правда, не на гитару, и учился я всего один год — сдал экзамены на «отлично» и бросил. Это отнимало много времени, и мне нужно было выбирать между музыкой и спортом. Я выбрал спорт. Тем не менее, за тот год я составил представление о том, сколько нужно времени, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте. Думаю это представление было адекватным, и многие его разделяют. Но, если говорить о гитаре, то есть приятный нюанс...

Как-то я встретил старую знакомую, с которой мы были в пионерском лагере, и мы вспоминали то теплое время. Я с восхищением рассказывал, что помню, как она пела песни под гитару, такие, которых я никогда раньше не слышал, и как здорово играла на гитаре! А она засмеялась, она сказала, что научилась играть на гитаре всего за одно лето, за одни школьные каникулы. Для меня это было откровением! Это было невероятно, у меня-то уже был опыт, и я понимал сколько нужно лет, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте... Но гитара — особый инструмент, играть на нем можно по-разному: можно быстро научиться аккомпанировать пению и затем совершенствовать свое мастерство игры хоть всю жизнь.

Вот такой замечательный нюанс. Хотите — учитесь классической игре на гитаре, долго и упорно (зато каков будет результат!), хотите — осваивайте гитару быстро и весело, начав с простых песен и всего-навсего с 3-4 аккордов. Это будет быстрый старт, и первые результаты уже скоро начнут радовать вас и окружающих!

Что нужно для того, чтобы начать играть на гитаре?

Конечно, в первую очередь вам понадобится сама гитара. Как выбрать гитару — это тема для отдельного поста. Здесь скажу лишь, что в настоящее время купить гитару вообще не проблема, и даже самые дешевые инструменты сейчас звучат гораздо лучше тех «лаптей» (как сказал один мой знакомый гитарист), что продавались в нашей стране 20 и больше лет назад. А некоторые экземпляры, стоящие порядка 3-4 тыс. рублей, звучат даже не хуже своих дорогих собратьев, нужно только повыбирать. А как это сделать — я расскажу в отдельной статье.

Предположим, что гитара у Вас уже есть или будет. Что дальше? Здесь начинаются варианты. Можно поступить так, как сделала та моя знакомая, у которой кроме гитары старшего брата была еще и его тетрадка, где аккуратно были зарисованы табулатуры песен под гитару, а проще говоря картинки струн и то, как надо ставить пальцы, чтобы получались аккорды. Эти картинки были нарисованы рядом с текстами песен, а тетрадку она называла «песенником». Она смотрела на эти картинки и учила свои первые аккорды, самостоятельно... Она пробовала как звучат при этом струны и подражала тому, как играют на них другие... Затем, после некоторых стараний (не одного дня и может даже не одной недели) у нее начали получаться переходы между аккордами, и она перестала прилагать большие усилия к тому, чтобы поставить пальцы правильно — пальцы быстро учатся! Правда, в первое время они болят от струн... и это надо пережить. Через это проходят все, кто учился игре на гитаре, вне зависимости от возраста и пола.

Если у вас нет старшего брата гитариста и его песенника для гитары, значит вам повезло еще больше! В том плане, что есть смысл найти нормальный самоучитель игры на гитаре, где кроме табулатур песен (табов), есть также текстовые описания, уроки, объясняющие различные тонкости и помогающие научиться тому, как играть на гитаре правильно.

Самоучитель — это хорошо, но видеоуроки игры на гитаре — еще лучше! Т. к. есть возможность не только послушать, но и посмотреть всё в динамике, а значит понять больше нюансов и научиться еще быстрее. Плюс ко всему можно попробовать сыграть дуэтом, вместе с видео. Это очень помогает.

Следующий вариант того, как можно начать учиться гитаре — брать уроки у преподавателя. Хотя бы несколько. Возможно, это самый лучший вариант, потому, как учитель может скорректировать какие-то ошибки и недочеты в постановке пальцев, в самой игре. А живое общение не заменит никакой онлайн. Хотя сейчас уже распространена практика дистанционного обучения, и это тоже интересно. Единственный недостаток обучения с педагогом — его услуги нужно оплачивать, и стоить это может хорошо.

Нужно отметить, что как бы быстро научиться играть на гитаре вы не желали, вам потребуется время. Можно заниматься раз в несколько дней или ежедневно. В перерывах между работой или когда нужно отвлечься, подумать... В любое время когда есть желание. Да, лучше всего это делать когда есть желание, тогда всё получается легко! И когда очень хочется, время находится само. Так происходило у меня и у многих. Сначала вы прилагаете сколько-то усилий и стараетесь, без этого не обойтись. Но потом пальцы учатся сами. Они продолжают учиться даже тогда, когда вы не держите в руках гитару, это проверено на практике: вы берете в руки гитару в следующий раз и обнаруживаете, что сегодня получается уже лучше. И это очень вдохновляет!